Борынгы моңнар. Җәмил Зәйнуллин башкара
Мунаджаты казанских татар

Огромный пласт татарской культуры - ее духовная литература, остается малоизученной. Наиболее популярным жанром духовной литературы среди татар является «мунаджат» - мольба о прощении содеянных грехов. Исполнялись они как на татарском, так и на арабском языках. Есть мунаджаты, посвещенные жизнедеятельности пророка Мухаммада, его сподвижникам, геройству отдельных полководцев-мусульман. Один из таких мунаджатов называется «Мархаба» (хвалебная, славящая пророка ода). Татарский стиль исполнений мунаджатов отличается от арабских макамов. Хотя слова на арабском языке, а мелодия же, близкая татарскому слушателю, протяжная, основана на пентатонике. Мунаджаты, в основном, исполнялись без музыкального сопровождения. Передавались от поколения к поколению в устной форме и исполнялись в самой разной обстановке - в селениях, на посиделках, на кочевых станах - везде, где бы не оказался татарский народ. Известно также, что в селениях, где были музыканты – сазчылар, мунаджаты исполнялись и под скрипку. Нам посчастливилось слышать несколько таких исполнений в отдаленных селениях Татарстана, в Самарской, Пермской областях России, а также в Узбекистане.
Мунаджаты, салаваты - благословления Всевышнему, его пророкам исполнялись, как в месяце «Рамадан», «маулюд» (месяце рождения Мухаммада с.г.в.), так и на поминках умерших родных и близких. По этому случаю приглашались гости (женщины отдельно от мужчин), сначала зачитывалась соответствующая молитва, затем гостей угощали разными яствами и только после этого исполнялись мунаджаты с мольбой о прощении грехов.
В последние дни месяца «рамадан» мужчины обычно собирались в мечети на молитву, в конце которой исполняли мунаджаты-альвидаэ (прощальные славословия месяцу поста). Делалось это не очень громко. «Альвидаэ» имеет множество мелодичных вариантов. Татары, проживающие в Финляндии, Швеции исполняют ее весьма своеобразно. Нам также известны весьма грустные плачи-причитания, распространенные среди жителей Закамья Республики Татарстан, мотивы которых, как ни странно, очень схожи с мотивами духовных песнопений, распространенных среди Суданских арабов.
В настоящее время мунаджаты, салаваты изучаются в высших музыкальных учебных заведениях, а также в школах, им посвящаются научные исследования. Впервые в истории татарской культуры был издан сборник мунаджатов и баитов с нотами. В него вошли около 30 произведений. Первая ласточка обещает быть не последней...

1. Тоткын Сөембикә җыруы
2. Шәһри Казан бәете
3. Үги бала көе
4. Себер киткән егет бәете
5. Фаҗигаи Казан
6. Сөембикә китеп бара
7. Сөембикә манарасы (можно послушать в mp3)
8. Хан кызы
9. Кара урман көе
10. Йә, Рәсүлем
11. Аһ дарига (Ни үкенеч)
12. Аллаһ дийү-дийү
13. Вәйселкарани
14. Әлвидагъ
15. Мәрхәбә
16. Гайса көе
17. Укы Коръән илә намаз
18. Алты бармак көе
19. Раббыга мәдхия
20. Ахирәт көне
21. Шэһри Кашан

Вашему вниманию представлены мунаджаты казанских татар в исполнении доктора
филологических наук, профессора - Джамиля Зайнуллина.
Аккомпанирует Татарский государственный струнный квартет в составе: Шамиль Монасыпов, Марат Зарипов, Камиль Монасыпов, Альберт Асадуллин.