Главная

Студия «Гульзада»

Культура и фольклор
Татарские народные сказки
Музыкальная культура татар
Народная поэзия татар
О татарской музыке
«10 песен за 10 лет»
О татарской песне (тат.яз.)
Үзебез турында
Татарская и чувашская музыка
Волынки Волго-Камья
Чувашские инструменты
Марийские инструменты
О чувашской волынке

Восточная мысль

Форум

Волшебный мир музыки

Фонотека

Ссылки

Разное

Внесите свой вклад
в развитие проекта:
присылайте материалы,
фотографии, ссылки на
интересные сайты,
свои идеи

 

 

 

 

Чувашская волынка возникла раньше древнегреческой
(журнал «Националь», №7, октябрь 2004 г.)

У нас тоже была своя волынка — дуда, на ней играли скоморохи, музыканты Потешной палаты, под нее плясали медведи на ярмарках. У Даля находим: «Пузырь - волыночка из бычачьего пузыря. Дороже дуды пузырь». Подобные инструменты были у разных народов и именовались по-разному: коза, гайда, кобза, гайта, дудализа, карнамус... Ош имели свои особенности, но устройство повсюду было примерно одинаковое: бурдюк из шкуры или пузырь и несколько трубочек.

Подобно семи городам, оспаривающим право называться родиной Гомера, разные народы доказывают, что первыми изобрели волынку. Возможно, идея пришла одновременно в разные головы в разных местах. Первое упоминание полынки — в 1 в. нашей эры: по свидетельству Светония, на ней играл злодей Нерон. Однако есть упоминания и более раннего волынщика — сатир Марсий, бросивший вызов Аполлону, иногда играет не только на флейте, но и на волынке. Что, в общем-то, логично: жестокосердый бог превратил Марсия именно в подобие волынки — содрав с него кожу, растянул ее на ветвях, и она бесконечно «пела», надуваясь ветром.

Среди народов, которые не забыли свою, родную, волынку, и она продолжает жить и звучать, — чуваши. В Чувашии каждый знает, что такое сарнай или шабар (шапар, шабр, шыбыр, пузырь). Эти волынки — одни из самых древних. Не знаю, правда ли, но чуваши, в том числе и многие ученые, уверены: чувашская волынка возникла раньше древнегреческой!

В шабаре используют пузырь быка или коровы, трубка для вдувания воздуха у него костяная или металлическая, а мелодических трубок две — они укреплены на деревянном ложе. На них надевают раструб из коровьего рога или бересты.

Сарнай изготавливают из телячьей или козьей кожи. Играют па нем обычно сидя, громко отбивая ритм ногами.

Своеобразное сочетание голоса человека с голосом животного, одновременно «потусторонний» и природный звук, повторение «волнообразных» созвучий, подобное маятнику, которое опирается на неподвижный бас, необычный «фаллический» внешний вид — все это очень подходило для обрядов и ритуалов.

В Чувашии считалось, что шабар обладает магической силой, он звучал, когда нужно было заговорить злых духов, например, на церемонии изгнания бесов вирми. Вес главные события в жизни человека — рождение, свадьба и смерть — были связаны с обрядами, во время которых играла волынка.

Главным праздником у чувашей был сурхури, который отмечался в период зимнего солнцестояния. После принятия христианства он слился с Рождеством и стал именоваться раштавом. Начинали его чувашские колядки, причем пожелания и заклинания пелись пол волынку.

Сегодня шабар и сарнай звучат и на простых гуляньях. Но во время праздников, сохранивших черты сакрального прошлого, их используют обязательно.

Одно время практически во всех странах начались гонения на волынщиков. В Шотландии и Ирландии музыкантов попросту казнили. В России Екатерина П издала указ, по которому все волынки объявлялись предметом языческого культа и были приговорены к сожжению. Чуваши оказались среди самых неистребимых и хитрых защитников своего любимого инструмента. Один из христианских священнослужителей оставил воспоминания о том, как он боролся с «вредным» обычаем «пирования на могиле умершего»: «Обыкновенно, по зарытии покойника, собиралось на его могилу много чуваш, которые приносили сюда множество съестных припасов, пива, вина и пр.; раскладывали огни, и начиналось пиршество. Участвовала чувашская музыка, состоящая из волынки. Там же были собаки, которые, доедая остатки, производили драку, что, по суеверному взгляду чуваш, означало веселость покойника. Узнав такой обычай, я строго запретил его. Тогда они начали совершать это по ночам».

Из-за преследований старинных волынок в мире сохранилось мало. К тому же инструмент этот отличается капризным характером и требует не только исполнительского мастерства, но и незаурядного терпения.

В Чувашии сохранились старинные секреты изготовления волынок. А главное — отношение к ним как к живым, почитаемым существам. Недавно отметил свое двадцатилетие популярный фольклорный ансамбль, который называется «Сарнай». Он не только играет народную музыку, занимаясь ее популяризацией, но и кропотливо воссоздает старинные чувашские инструменты, возвращает их звучание на сцену и в жизнь своего народа. И конечно, среди этих аутентичных инструментов — чувашские волынки.

 

 

Пишите: muzyka ( собака ) inbox.ru
Design by bulmas.ru