Главная

Студия «Гульзада»

Культура и фольклор
Татарские народные сказки
Музыкальная культура татар
Народная поэзия татар
О татарской музыке
«10 песен за 10 лет»
О татарской песне (тат.яз.)
Үзебез турында
Татарская и чувашская музыка
Волынки Волго-Камья
Чувашские инструменты
Марийские инструменты
О чувашской волынке

Восточная мысль

Форум

Волшебный мир музыки

Фонотека

Ссылки

Разное

Внесите свой вклад
в развитие проекта:
присылайте материалы,
фотографии, ссылки на
интересные сайты,
свои идеи

 

 

 

 

Чувашские народные музыкальные инструменты

Сугубо национальными музыкальными инструментами у чувашей являются: духовые — шапар (волынка из бычьего пузыря), тутут (пастуший рожок), сарнай (волынка из козьей кожи), шахлич (дудка); струнные — кесле (гусли), серме купас (скрипка), тамра (домра, балалайка); ударные — параппан (барабан), ханкармалла параппан (бубен), тренчел или чан-чан (треугольник); клавишные — хут купас (гармоника). Также существует ряд других инструментов и приспособлений, например, купас (варган), называвшийся в старину палнай.

Из духовых инструментов наиболее древним считается шапар, что в переводе обозначает — пузырь. «Пузырь» применялся большей частью на свадьбах и других разных празднествах, которые требовали громкой музыки. Игрою на «пузыре» сопровождался и трогательный обряд причитания невесты. Воздушным резервуаром шапар служил бычий пузырь, который имел такую же функцию, что и меха для нагнетания воздуха у гармоники. Внутрь пузыря продеты две трубки, отверстия в трубках закрываются и открываются во время игры пальцами правой руки. На концы трубок для усиления звука надевается бычий рог.

Разновидностью волынки является сарнай, но воздушным резервуаром для сарная служит не пузырь, а мех из козьей кожи. Звуки сарная более напряженные, резкие. Чуваши считают сарнай своим национальным народным инструментом.

Тутут - музыкальный инструмент, напоминающий русскую жалейку. Изготовляется он из ольховой коры или бересты, снятой с дерева весной. Игровых отверстий у него не существует и звуки различной высоты извлекаются путем передувания. Тембр этого инструмента соответсвенно гнусавый и резкий. В древности играли на нем преимущественно пастухи, но в ансамбле с шапар его употребляли также и музыканты на свадьбах.

Шахлич изготовляется из ветки клена, липовой коры, глины, полого стебля растений. Этим инструментом пользовались молодежь и дети, изготавливался он самими музыкантами. Наигрыши на шахличе обычно импровизируются и носят лирический или танцевальный характер.

Любимым музыкальным инструментом у чувашей является кесле (гусли). Музыканта, играющего на гуслях, у чувашей называют кеслесе. На гуслях играли не только мужчины, но и девушки и женщины. На них исполнялись народные песни и плясовые наигрыши как сольно, так и в ансамбле с другими инструментами.

По старинным чувашским преданиям музыканты, играющие на народных музыкальных инструментах, обладали колдовской магической силой.

Областью применения инструментальной музыки у чувашей являются прежде всего обряды — календарные и семейные.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишите: muzyka ( собака ) inbox.ru
Design by bulmas.ru