Главная

Студия «Гульзада»

Культура и фольклор
Татарские народные сказки
Музыкальная культура татар
Народная поэзия татар
О татарской музыке
«10 песен за 10 лет»
О татарской песне (тат.яз.)
Үзебез турында
Татарская и чувашская музыка
Волынки Волго-Камья
Чувашские инструменты
Марийские инструменты
О чувашской волынке

Восточная мысль

Форум

Волшебный мир музыки

Фонотека

Ссылки

Разное

Внесите свой вклад
в развитие проекта:
присылайте материалы,
фотографии, ссылки на
интересные сайты,
свои идеи

 

 

 

 

Десять песен за десять лет
В сфере культуры нужна долгосрочная стратегия

Не у всех бурное развитие татарской массовой культуры вызывает восторг. По мнению многих профессионалов, поп-музыка стала задвигать в угол настоящее национальное искусство. Почему бесталанные певцы, глупые тексты и примитивная музыка пользуются полярностью? Как это исправить? Что будет с национальной культурой через 10 лет? Об этом корреспондент «Молодежи Татарстана» поговорил с известной певицей Гульзадой Сафиуллиной, которая одной из первых начала бить тревогу.

 

Река мусора и грязи

 

— Гульзада-ханум, как вы оцениваете положение в татарском искусстве сегодня?

— У потомков Адама есть физическое тело и есть душа. И для того, и для другого нужна пища — материальная и духовная. Сегодня, слава Аллаху, мы не можем сказать, что мы недоедаем физически. Мы сыты и одеты — как минимум. Конечно, есть нуждающиеся, но их не так много (я не имею в виду пенсионеров). Бедствуют в основном те, кто сам ничего не делает.

А вот духовная пища в наши дни, ложно сказать, исчезает из повседневной жизни. Раньше у радио и телевидения, на котором мы выросли, :кажем, была цель — дать духовное развитие аудитории. Тогда нельзя было открыто говорить о религии, и традиции передавались через искусство — музыку, литературу, театр. Но после развала Союза двадцать первый век ударил нас лицом о стену бездуховности.

На мой взгляд, в 90-е годы Татарстан, получив самостоятельность, не использовал многие возможности в сфере культуры. Более того, оказалось утраченным то, что мы имели. Например, произошло сильное падение уровня татарстанского телевидения. Ни на радио, ни на телевидении почти не осталось настоящей культуры, музыки, которую бы могли слушать я или мои дети, внуки. Татарский телевизионный мир сейчас плывет по реке, полной мусора и грязи.

— Но ведь на этот культурный продукт, который вы считаете низкопробным, существует спрос...

— Человек ест то, что дают. И слушает то, что транслируют в эфире. Человека нужно воспитывать, а не бездумно реагировать на его потребности. Надо не идти на поводу у аудитории, а поднимать уровень ее запросов, давать ей пищу для размышлений и показывать позитивные примеры.

Возьмем передачу «Жырлыйк эле!» («Давайте споен!»). Когда она появилась, я возлагала на нее большие надежды. Думала, через нее народ узнает новые песни, композиторов, талантливых исполнителей. Ничего подобного! Наше телевидение смотрят по всей России и не только татары. А там показывают людей без слуха, ритма, не попадающих в тональность. И это, будучи показанным по ТВ, становится «лицом» нашей нации!

В итоге низкое качество татарских передач приводит к тому, что нас начинают воспринимать как бездарный народ, людей второго сорта.

Это не только мое личное мнение. Я много езжу по районам, например, только вернулась из Балтасей. Мне многие пожилые люди, включая солидных руководителей, говорили с болью в голосе: «Гульзада, вы же народный артист, неужели вы не видите этого ужаса?! Разве нельзя что-то сделать?»

 

За что боролись?

 

— А что же, по-вашему, нужно показывать? Транслировать архивные записи? На этом тоже далеко не уедешь.

— Я недавно выступала на фольклорном фестивале. Там столько хорошей музыки! Я думаю, в мире не так много народов, которые имели бы такой огромный культурный багаж, как татары. Но что с ним делают? Максимум - пишут диссертации, записывают на кассеты и складывают в подвал.

При этом многие современные татарские исполнители явно не могут угнаться за российской или западной эстрадой, а с другой — уже не представляют никакой ценности для нашего народа. А они ведь проедают его деньги! Люди под влиянием массированной рекламы отдают свои деньги на билеты, многие предприятия платят за концерты. Да и мастные деньги спонсоров тоже, в конце концов, взяты у населения. Не говоря уже о бюджетных деньгах, которые складываются из наших с вами налогов.

— Как их применить более эффективно?

— Вы знаете, что изучают в детских садах, школах на уроках музыки? Только не фольклор и не качественную музыку! Даже никаких дополнительных средств не надо, просто необходима стратегия развития. Сегодня ее просто нет. Если бы в детсаде дети выучили хотя бы 20 народных песен, десять — в школе, они бы уже не слушали эту безвкусицу. Они бы имели живые примеры для сравнения.

— Кто должен развивать культуру?

— Государство, в том числе. Мы каждый день что-то празднуем, веселимся, тратим деньги, но ни на миллиметр вперед не двигаемся в плане искусства. Мы не для этого боролись за суверенитет!

Думаете, людям нравятся все эти отбросы культуры? Уверяю вас, народ не так глуп, но его голоса не слышно. Сами же певцы просто так не в состоянии пробиться. Посчитаем грубо одну эстрадную песню: 3000 рублей — слова, 5000 — мелодия, 5000 — аранжировка, ротация на радио или телевидении — минимум десять тысяч. Выходит по самым скромным расценкам 23 тысячи рублей. Откуда такие деньги у талантливой девушки из бедной деревни? И вообще настоящее искусство должно быть халяль (разрешенным с точки зрения ислама — И.С.). Оно должно быть независимым, а не коммерческим. Ему надо помогать, а не зарабатывать на нем, как это часто делается сейчас.

 

Удержаться вне мэйнстрима.

 

— Что, по-вашему, будет через десять лет с татарской культурой?

— Если все пойдет, как сейчас, то в части эстрады процесс дебилизации приведет к закономерному итогу. Молодежь будет стесняться своей культуры и того, что она вообще принадлежит к нашей нации. Если будут продолжаться эти пафосные бесполезные «культурные» мероприятия, на которые собираются бездарности по блату, то надежд на развитие мало.

Но есть много людей, которые все это четко осознают, и у них душа болит за культуру. Причем среди талантов немало молодежи. Они пытаются что-то сделать, но это пока достаточно разрозненно и им особо никто не помогает. Трудно удержаться вне мэйнстрима. Я пытаюсь как-то собрать этих людей вокруг своей студии.

— Как противостоять негативным тенденциям?

— Необходимо культивировать любовь в будущих деятелях искусства. Любовь к своему прошлому, если мы говорим о музыке — то к мунаджатам (традиционное мусульманское исполнительское искусство — И.С.), фольклору, народным мелодиям.

Необходимо возрождать традиции; скажем, строить на современных технологиях наши традиционные праздники, чтобы были на голову выше всяких модных развлечений типа дискотек. Это все должно внедряться в школах. Тогда к 2016 году соотношение настоящей культуры к бессмысленной будет в пользу первой. Примитивное кривляние на дискотеках уже не будет таким распространенным. Ценность и уважение к аутентичной национальной культуре вырастет в разы.

Я считаю необходимым создать школу народного вокала в вузах и проведение международного фестиваля народного фольклора. Эти вещи очень положительно скажутся на образовании нашей молодежи и популярности национальной культуры. Все, кто желает добра нашей культуре и нации, должны, во-первых, очень много работать и творить, во-вторых — верить, в-третьих — объединяться. Лично я оптимист и думаю, что события будут развиваться в положительную сторону. Считаю, что сегодняшним положением дел недоволен Всевышний, и он не допустит исчезновения нашего народа. В Коране сказано, что человечество создали в виде разных народов, и это не просто так.

 

Илъшат Саетов

 

 

Пишите: muzyka ( собака ) inbox.ru
Design by bulmas.ru